Апелляционное определение от 15.06.2017 по делу 33-540/2017 о признании незаконным отказа в зачисление в распоряжение

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Судья Манжикова Т.П.                                        Дело N33-540/2017

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

15 июня 2017 года                                                   г. Элиста

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Басангова Н.А.,

судей Лиджиева С.В. и Цакировой О.В.

при секретаре Кикеевой Э.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Мангутова Виктора Николаевича к Министерству внутренних дел Республики Калмыкия, Министерству внутренних дел России, Управлению Федеральной миграционной службы России по Астраханской области и Республике Калмыкия в лице Ликвидационной комиссии о признании > незаконным отказа в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, возложении обязанности провести соответствующие мероприятия по зачислению в распоряжение Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия и восстановлении в должности по апелляционной жалобе Мангутова ВH. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 октября 2016 года.

Заслушав доклад судьи Цакировой О.В., объяснения истца Мангутова В.Н., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя МВД РФ Манджиевой Д.Н., представителя МВД по РК Балдановой Г.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Мангутов В.Н. обратился в суд с указанными исковыми требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. До издания Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 г.N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" он исполнял обязанности начальника территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы России (далее УФМС России) по Астраханской области и Республике Калмыкия в Кетченеровском районе. В соответствии с пунктами 1-3 данного Указа Федеральная миграционная служба России упразднена и ее правопреемником определено Министерство внутренних дел России. Считал, что фактически произошла не ликвидация ФМС России как юридического лица, а его реорганизация в форме присоединения, так как основные функции ФМС России переданы созданным в системе МВД России подразделениям по вопросам миграции. При передаче полномочий и штатной численности к МВД России ему должны были предложить и в случае согласия назначить на соответствующую должность в созданных подразделениях, то есть начальника миграционного пункта отделения полиции. При этом при назначении его на должность не подлежали учету требования ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. Однако в приеме на службу в МВД по Республике Калмыкия ему незаконно отказано, хотя сокращения штатных единиц сотрудников не было." Просил признать незаконным отказ МВД по РК от 12 июля 2016 г. N 1 1/1353 в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия; обязать МВД России откомандировать его для дальнейшего прохождения службы в распоряжение МВД по Республике Калмыкия; обязать МВД по РК провести соответствующие мероприятия по зачислению в распоряжение МВД по РК; обязать ликвидационную комиссию УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия при получении необходимых документов из МВД по РК провести соответствующие мероприятия по его откомандированию для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия; обязать МВД по РК восстановить в должности начальника миграционного пункта отделения полиции Межрайонного отдела МВД России "Сарпинский" с местом дислокации в пос. Кетченеры.

В судебном заседании Мангутов В.Н. и его представитель Эренценов Ю.Н. поддержали заявленные требования, дополнив требованием о признании незаконным решения МВД по РК от 23 августа 2016 г. об отказе в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы в МВД по РК.

Представитель МВД по РК Балданова Г.Н. иск не признала, пояснив, что истец ранее замещал должность, которая не является должностью в органах внутренних дел, а потому в отношении него должна быть соблюдена процедура назначения на должность, предусмотренная приказом МВД России от 30 ноября 2011 г. N 1065, и принятие соответствующего решения является правом руководителя. Начальником оперативно-розыскной части Министерства не рекомендовано назначение истца на службу в МВД по РК. Мангутов В.Н. также не соответствует квалификационным требованиям, так как не имеет высшего юридического образования. Оснований для зачисления истца в распоряжение МВД по РК в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, как и восстановления в должности начальника миграционного пункта не имеется, так как на указанную должность Мангутов В.Н. не назначался.

Представитель МВД России Манджиева Д.Н. также не согласилась с заявленными требованиями, пояснив, что истец, находящийся в кадрах МВД России, с рапортом или просьбой об откомандировании в распоряжение МВД по РК не обращался, а потому оснований для возложения на МВД России соответствующих обязанностей не имеется.

Представитель ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области и Республике Калмыкия в судебное заседание не явился. В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося ответчика. В направленных суду возражениях председатель комиссии пояснил, что Мангутов В.Н. зачислен в распоряжение УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия с 7 июля 2016 г.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 октября 2016 г. в удовлетворении исковых требований Мангутова В.Н. отказано.

В апелляционной жалобе Мангутов В.Н. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что, будучи сотрудником органов внутренних дел, прикомандированным к иному федеральному органу государственной власти, в связи с упразднением данного органа и окончанием срока прикомандирования, он должен быть зачислен в тот /\территориальный орган МВД России, из которого происходило откомандирование. Такой; порядок был применен в отношении остальных сотрудников УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия. Предъявление требований к его квалификации противоречит положениям п. 29 ст. 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ. Указывает, что суд не дал оценки его доводам и представленным доказательствам.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2016 года решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 октября 2016 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Мангутова В.Н. к МВД по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа МВД по Республике Калмыкия от 12 июля 2016 года N 1 1/1353 в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы (отказа в приеме на службу в органы внутренних дел) в МВД по Республике Калмыкия и возложении на МВД по Республике Калмыкия обязанности провести соответствующие мероприятия по зачислению Мангутова в распоряжение МВД по Республике Калмыкия отменено.

Признан незаконным отказ МВД по Республике Калмыкия от 12 июля 2016 года N 11/1353 в зачислении Мангутова В.Н. в распоряжение для дальнейшего прохождения службы (отказ в приеме на службу в органы внутренних дел) в МВД по Республике Калмыкия.

МВД по Республике Калмыкия обязано провести соответствующие мероприятия по зачислению Мангутова В.Н. в распоряжение МВД по Республике Калмыкия.

В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Калмыкия от 17 мая 2017 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2016 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

Кассационная жалоба представителя МВД по Республике Калмыкия удовлетворена частично.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Отказывая Мангутову в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел в МВД по РК, суд первой инстанции исходил из того, что права истца оспариваемыми действиями ответчиков не нарушены, так как трудовые отношения с ним не прекращены, он находится в распоряжении УФМС по Астраханской области и Республики Калмыкия. С МВД по РК Мангутов в трудовых отношениях не состоял, по квалификационным требованиям он не может претендовать на занятие руководящей должности начальника миграционного пункта.

С указанными выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.

Как видно из материалов дела, Мангутов в период с 1993 по 2003 год проходил службу в органах внутренних дел, в частности, в Кетченеровском РОВД и Черноземельском РОВД в различных должностях. С марта 2003 года по январь 2006 года был переведен на должность начальника паспортно-визового отделения Кетченеровского РОВД, с января 2006 года по март 2016 года назначен начальником Территориального пункта ОФМС России по Республике Калмыкия.

Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636 утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой Федеральная миграционная служба стала самостоятельным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого стало осуществляться Правительством Российской Федерации.

В связи с этими изменениями приказом Министра внутренних дел Российской Федерации истец был прикомандирован к ФМС России, где в последующем проходил службу, с оставлением в кадрах МВД России.

С марта 2016 года работал начальником Территориального пункта УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в Кетченеровском районе.

Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156 Федеральная миграционная служба России упразднена.

08 апреля 2016 года начальником УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия Мангутов поставлен в известность о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел РФ в связи с сокращением замещаемой должности в органах внутренних дел.

18 апреля 2016 года истец обратился в МВД по РК с заявлением о поступлении на службу в МВД по РК.

Письмом Министра ВД по РК от 12 июля 2016 года Мангутову отказано в приеме на работу в органы внутренних дел в МВД по РК.

Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС по Астраханской области и Республике Калмыкия от 20 июля 2016 года Мангутов с 07 июля 2016 года зачислен в распоряжение УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Этим законом определено, что служба в органах внутренних дел представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел, Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (пункт 1 статьи 1).

Согласно ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 32 указанного закона сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел, не замещая при этом должность в органах внутренних дел, в случае его прикомандирования к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации.

До издания Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156 сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации входили в штатную численность ФМС России (п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года -N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы").

Таким образом, сотрудники органов внутренних дел, проходящие службу непосредственно в органах внутренних дел, и сотрудники, прикомандированные к ФМС РФ, выполняли различные функции, обусловленные спецификой указанных органов, что позволяет относить их к разным по характеру и условиям деятельности категориям сотрудников органов внутренних дел.

Истец, ранее прикомандированный в установленном порядке к Федеральной миграционной службе России, проходил службу в УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия и замещал должность, которая не являлась должностью в органах внутренних дел.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года Л  156 ФМС России упразднена, функции и полномочия, а также штатная численность упраздняемой ФМС России переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Согласно пп. "а", "б", "в" п. 2 данного Указа Президента Российской Федерации функции и полномочия, штатная численность упраздняемой ФМС России с сокращением ее на 30 процентов переданы МВД РФ.

Приказом председателя Ликвидационной комиссии ФМС России от 01 июня 2016 года N 260 Управление ФМС по Астраханской области и Республики Калмыкия ликвидировано.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации приказами МВД по Республике Калмыкия от 07 июля)16 года N 405 и N 406 созданы новые структурные подразделения в МВД по Республике Калмыкия и в территориальных органах МВД России на районном уровне, подчиненным МВД по Республике Калмыкия.

Процедура назначения на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации... сотрудников органов внутренних дел, назначаемых на указанные должности в порядке перевода, определена приказом МВД России от 30 ноября 2012 года N1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников внутренних дел Российской Федерации".

Право отбора, расстановки кадров, перемещения по службе с учетом квалификации и опыта работы сотрудника, целесообразности использования кадрового ресурса принадлежит руководителю территориального органа внутренних дел.

Мангутов претендовал на должность, относящуюся к старшему начальствующему составу, которая включен в перечень должностей, утверждаемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Выполнение обязанностей по этой должности предусматривает проведение административного расследования, рассмотрение дел об административных правонарушениях. Следовательно, принятие решения о назначении на должность во вновь воздаваемых подразделениях по вопросам миграции сотрудников упраздненных территориальных органов ФМС России должно осуществляться при условии соответствия квалификационным требованиям, установленным ст. 9 Закона N 342-ФЗ.

Ч. 3 ст. 9 этого Закона предусмотрено, что в число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях, входит наличие высшего профессионального юридического образования.

Исходя из указанной нормы, должность начальника миграционного пункта территориального органа МВД России на районном уровне, по которому предусмотрена обязанность по административному расследованию либо рассмотрению дел об административных правонарушениях, подлежит замещению лицом, имеющим высшее профессиональное юридическое образование.

Таким образом, отсутствие высшего юридического образования у Мангутова препятствует замещению должности начальника миграционного пункта отделения полиции (дислокация в п. Кетченеры) МО МВД России "Сарпинский".

Как следует из адресованного территориальным органам МВД России распоряжения первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации от 24 июня 2016 г.

1/5987, в целях обеспечения качественного завершения организационно-штатных и кадровых мероприятий, связанных с упразднением, в том числе, Федеральной миграционной службы, необходимо организовать проведение предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы (работы) в органах внутренних дел, проверочных мероприятий, оформление связанных с приемом на службу (работу) в органы внутренних дел документов, согласование вопросов назначения на соответствующие должности в отношении сотрудников и работников, изъявивших согласие с предложенными должностями, соответствующих установленным законодательством требованиям, обеспечить прием на службу (работу) и назначение на имеющиеся вакантные должности в подчиненных подразделениях МВД России сотрудников и работников упраздненных государственных органов, в том числе с целью последующего перевода на должности, вводимые в связи с реализацией Указа N 156, при их согласии (п. 2, 3 распоряжения).

Учитывая данное распоряжение, а также то, что сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к федеральному органу государственной власти, иному -государственному органу, проходят службу на должностях в органе государственной власти (а не в органах внутренних дел), при назначении на должности в органах внутренних дел, применительно к правилам ст. 19 Федерального закона N 342-ФЗ, необходимо проведение проверки достоверности сведений о кандидате на должность.

В соответствии sp, Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06 июня 1995 г. N 7-П, от 18 марта 2004 г. N 6-П и от 21 марта 2014 г. N 7-П; Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 460-0, от 16 апреля 2009 г. N 566-0-0, от 25 ноября 2010 г. N 1547-0-0, от 27 октября 2015 г. N 2389-0) служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.

Из изложенных норм права следует, что при сокращении штата производится назначение на вакантную должность в органах внутренних дел, но при условии отсутствия препятствий к такому назначению учетом проверочных мероприятий и без квалификационных требований к образованию при назначении не на вышестоящие должности).

Согласно требованиям от 18 апреля 2016 года начальником ОРЧ СБ МВД по Республике Калмыкия сделан вывод по результатам проведенной проверки по оперативным учетам в отношении Мангутова B.Н. о том, что его назначение на службу в МВД по Республике Калмыкия не рекомендовано.

Статьей 36 Закона N 342-Ф3 установлен порядок зачисления сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. Согласно этой норме права зачисление в распоряжение сотрудника в таких случаях является правом, а не обязанностью нанимателя.

Указанная норма оснований для зачисления истца в распоряжение МВД по Республике Калмыкия не содержит, в связи с чем требования истца о признании незаконным отказа в зачислении в распоряжение являются необоснованными.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности спариваемых действий МВД по Республике Калмыкия, отсутствии у него обязанности по зачислению истца в свое распоряжение.

Также несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, подлежат признанию доводы о том, что в результате упразднения УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия произошла реорганизация данного органа, и, как следствие у МВД по Республике Калмыкия возникла обязанность назначить на выбранную ими должность в органах внутренних дел.

В силу ч. 4 ст. 327.1 ГПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения В суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Приказ об увольнении Мангутова не был предметом рассмотрения суда первой инстанции, а потому с учетом требований изложенной правовой нормы не может быть принят и рассмотрен судом апелляционной инстанции.

Следовательно, довод, изложенный в дополнении к апелляционной жалобе, подлежит отклонению.

На основании изложенного, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 329-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

 

определила:

 

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Мангутова В.Н. без удовлетворения.

 

Председательствующий                                            Н.А. Басангов

Судьи                                                           С.В. Лиджиев

                                                                О.В. Цакирова

 

 

 

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России