Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2017 № АПЛ17-325

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 октября 2017 г. N АПЛ17-325

 

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Ксенофонтовой Н.А., Ситникова Ю.В.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Х. о признании недействующим подпункта 6.3.1 пункта 6 изменений, которые вносятся в нормативные правовые акты МВД России, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 832,

по апелляционной жалобе Х. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения административного истца Х., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации П.Ю., представителя Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации П.С., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) приказом от 10 октября 2013 г. N 832 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России" утвердило изменения, которые вносятся в нормативные правовые акты МВД России (далее - Изменения).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 января 2014 г., регистрационный номер 31043, и 29 января 2014 г. опубликован в "Российской газете" N 18.

Согласно подпункту 6.3.1 пункта 6 Изменений из Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, утвержденного приказом МВД России от 26 апреля 2012 г. N 366 (далее - Административный регламент от 26 апреля 2012 г. N 366), исключен подпункт 9.1.1, предусматривавший, что для получения лицензии в целях приобретения спортивного или охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом либо спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом в целях коллекционирования или экспонирования к заявлению прилагаются: медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией; копии документа о прохождении соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Копии документов представляются вместе с подлинниками и заверяются подписью сотрудника.

Х., имеющий лицензию на коллекционирование оружия (патронов), включая гражданское огнестрельное длинноствольное оружие, в том числе с нарезным стволом, спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом, в том числе короткоствольное, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим подпункт 6.3.1 пункта 6 Изменений. Ссылался на то, что исключение из Административного регламента от 26 апреля 2012 г. N 366 подпункта 9.1.1 является незаконным, поскольку противоречит статье 25 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее - Правила), вносит правовую неопределенность и несогласованность в регулирование оборота оружия и нарушает его право на приобретение огнестрельного короткоствольного оружия с целью коллекционирования. Административный истец также указал, что Центром лицензионно-разрешительной работы Министерства внутренних дел по Республике Татарстан ему было отказано в выдаче лицензии на приобретение спортивного короткоствольного оружия с нарезным стволом в связи с непредставлением документов, подтверждающих спортивное звание по виду спорта, связанному с использованием спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом. Данный отказ был обжалован им в судебном порядке, однако был признан законным ввиду исключения из Административного регламента от 26 апреля 2012 г. N 366 подпункта 9.1.1.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления Х. отказано.

В апелляционной жалобе Х., не соглашаясь с таким решением, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы указано, что суд первой инстанции при вынесении решения неправильно истолковал нормы материального права, регламентирующие приобретение гражданами оружия с целью коллекционирования. Ссылался на то, что исключение подпункта 9.1.1 из Административного регламента от 26 апреля 2012 г. N 366 привело к введению не предусмотренных законом дополнительных ограничительных требований и изменению правил для получения лицензий на приобретение оружия с целью коллекционирования, в результате чего он фактически лишился права на приобретение в коллекцию спортивного короткоствольного оружия с нарезным стволом.

В возражениях на апелляционную жалобу Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия), являющаяся в настоящее время уполномоченным органом в сфере оборота оружия (пункт 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510), просит в ее удовлетворении отказать, полагая, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства дела, выводы суда соответствуют этим обстоятельствам, а решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права.

МВД России также представило возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Министерство юстиции Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить ее без удовлетворения, рассмотрев без участия его представителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Законом об оружии, который направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

В соответствии со статьей 3 Закона об оружии к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское оружие подразделяется на: оружие самообороны; спортивное оружие; охотничье оружие; сигнальное оружие; холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации; оружие, используемое в культурных и образовательных целях.

Согласно частям 1, 2 статьи 9 Закона об оружии приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев, установленных частью 6 этой статьи. Лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии. Лицензии на экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему действуют бессрочно.

Субъекты, имеющие право на приобретение оружия, названы в статье 10 Закона об оружии. К ним в том числе относятся граждане Российской Федерации (пункт 8). При этом в отдельную категорию выделены юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия (пункт 4).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 июня 2012 г. N 16-П, Закон об оружии предоставляет гражданам Российской Федерации право иметь в собственности (право приобретать, хранить, носить, использовать) гражданское оружие. Соответственно, на такое оружие, в том числе огнестрельное, как на имущество, которое хотя и является ограниченно оборотоспособным, но не изъято из оборота (за исключением видов оружия, перечисленных в пункте 1 статьи 6 Закона об оружии), в полной мере распространяются конституционные гарантии права собственности. Тем самым право иметь в собственности гражданское оружие - учитывая, что Конституция Российской Федерации, закрепляющая право граждан собираться мирно, без оружия, не исключает возможность обладания им на законных основаниях, - не будучи конституционно закрепленным, тем не менее приобретает конституционное значение, что обязывает федерального законодателя обеспечить защиту данного права при определении условий его приобретения гражданами в соответствии с вытекающими из преамбулы и статей 6 (часть 2), 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципами равенства, справедливости и соразмерности.

Особый режим оборота оружия, установленный Законом об оружии, предусматривает введение определенных требований, предъявляемых к субъектам, наделенным правом приобретать оружие. Так, граждане Российской Федерации могут реализовать право на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия по достижении 18-летнего возраста и только после получения лицензии на приобретение конкретного вида гражданского оружия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, по месту жительства (части 1, 15 статьи 13).

Лицензионный (разрешительный) порядок приобретения гражданского оружия направлен на то, чтобы не допустить обладания им лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение. Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации: не достигшим 18-летнего возраста; не представившим медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов; имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия; отбывающим наказание за совершенное преступление; повторно привлеченным в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административного правонарушения, связанного с нарушением правил охоты, либо административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; не имеющим постоянного места жительства; не представившим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган документов о прохождении соответствующей подготовки и других указанных в Законе об оружии документов; лишенным по решению суда права на приобретение оружия; состоящим на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (часть 20 статьи 13).

Кроме того, требования, предъявляемые к гражданам Законом об оружии, дифференцируются в зависимости от цели приобретения оружия (для самообороны, занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях) и, соответственно, вида оружия, предназначенного для использования в тех или иных целях. Так, охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет (часть 8 статьи 13); спортивное огнестрельное длинноствольное оружие с нарезным стволом и патроны к нему, а также охотничье огнестрельное длинноствольное оружие с нарезным стволом и патроны к нему имеют право приобретать для занятий спортом граждане Российской Федерации, которым выданы спортивный паспорт или удостоверение, подтверждающее спортивное звание по виду спорта, связанному с использованием спортивного огнестрельного оружия, при условии, что они являются спортсменами высокого класса в указанном виде спорта либо имеют в собственности спортивное огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет (часть 9 статьи 13); спортивное огнестрельное короткоствольное оружие с нарезным стволом и патроны к нему имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которые являются спортсменами высокого класса и которым выдано удостоверение, подтверждающее спортивное звание по виду спорта, связанному с использованием такого спортивного оружия. Перечень видов спорта, занятие которыми дает право на приобретение спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, устанавливается из видов спорта, включенных в программы Олимпийских игр, и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия (часть 10 статьи 13).

При этом общее количество приобретенного гражданином Российской Федерации охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом не должно превышать пять единиц, спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом - пять единиц, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия - пять единиц, огнестрельного оружия ограниченного поражения - две единицы, за исключением случаев, если перечисленные виды оружия являются объектом коллекционирования (часть 11 статьи 13).

Отказывая Х. в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Изменения в оспариваемой части не противоречат Закону об оружии и Правилам, поскольку названные нормативные правовые акты не регулируют вопросы, касающиеся перечня документов, необходимых для выдачи лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему. В обжалуемом решении указано также, что внесение изменений в Административный регламент от 26 апреля 2012 г. N 366 не может рассматриваться как нарушение права гражданина на занятие коллекционированием оружия.

С такими выводами Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации согласиться не может, так как они не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно частям 2, 3 статьи 25 Закона об оружии коллекционированием и экспонированием оружия на территории Российской Федерации имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа. Правила коллекционирования и экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий, порядок их производства, торговли ими, их продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение поручения федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" были утверждены Правила, глава VIII которых регламентирует вопросы коллекционирования оружия и патронов.

В силу пункта 30 Правил на территории Российской Федерации сбор и хранение огнестрельного, пневматического, газового, сигнального, холодного и иного оружия и патронов юридическими и физическими лицами для формирования культурно-исторических коллекций (собраний) в научных, информационных и познавательных целях осуществляются на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Такой порядок был установлен Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814". В частности, пункт 26 этой Инструкции (утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 30 декабря 2014 г. N 1149 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России") предусматривал, что гражданин Российской Федерации при получении лицензии на приобретение оружия в целях коллекционирования представляет по месту жительства в орган внутренних дел заявление с указанием имеющихся условий обеспечения сохранности оружия и сведений о выданной лицензии на его коллекционирование. В дальнейшем вопрос выдачи лицензии на приобретение оружия в целях коллекционирования был урегулирован в подпункте 9.1.1 Административного регламента от 26 апреля 2012 г. N 366.

Согласно пункту 31 Правил коллекцией признается оружие, приобретенное юридическим лицом с целью коллекционирования, а также приобретенное с этой же целью гражданином Российской Федерации и превышающее количество, установленное статьей 13 Закона об оружии.

В целях коллекционирования разрешается приобретать оружие, не запрещенное к обороту на территории Российской Федерации (подпункт "а" пункта 32).

Граждане Российской Федерации могут коллекционировать гражданское оружие и патроны к нему при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия, предусмотренных Законом об оружии (пункт 38).

Юридическим и физическим лицам запрещается коллекционировать оружие и патроны без получения соответствующей лицензии; коллекционировать виды, типы и модели оружия и патронов, не предусмотренные лицензией на коллекционирование (пункт 41).

Таким образом, из приведенных норм Закона об оружии и Правил видно, что запрета на приобретение (сбор) с целью коллекционирования спортивного или охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом физическими лицами (гражданами Российской Федерации) в них не содержится.

Исключение подпункта 9.1.1 из Административного регламента от 26 апреля 2012 г. N 366 с учетом непринятия уполномоченным органом в сфере оборота оружия иных нормативных предписаний, касающихся приобретения охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом в целях коллекционирования, внесло правовую неопределенность в данный вопрос и фактически ограничило право граждан Российской Федерации на коллекционирование этого оружия, закрепленное законодателем.

Ссылка в обжалуемом решении на то, что пункт 9 Административного регламента от 26 апреля 2012 г. N 366 устанавливает исчерпывающий перечень документов, который гражданин должен предоставить для получения лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, не может быть признана обоснованной, так как данный пункт не регулирует вопросы, связанные с приобретением указанного оружия в целях коллекционирования. Предписания названного пункта касаются приобретения огнестрельного оружия для занятия охотой или профессиональной деятельностью, связанной с охотой, для занятия спортом, связанным с использованием огнестрельного оружия.

С учетом изложенного выше вывод суда первой инстанции о соответствии подпункта 6.3.1 пункта 6 Изменений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, следует признать сделанным при неправильном применении норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке с принятием по настоящему делу нового решения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

апелляционную жалобу Х. удовлетворить.

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2017 г. об отказе в иске о признании недействующим подпункта 6.3.1 пункта 6 изменений, которые вносятся в нормативные правовые акты МВД России, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 832, отменить.

Принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление Х. удовлетворить. Признать не действующим со дня принятия настоящего определения подпункт 6.3.1 пункта 6 изменений, которые вносятся в нормативные правовые акты МВД России, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 832.

 

Председательствующий

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

 

Члены коллегии

Н.А.КСЕНОФОНТОВА

Ю.В.СИТНИКОВ