Апелляционное определение от 03.10.2017 по делу № 33-6003/2017 о восстановлении в ранее замещаемой должности

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

Судья Поляков О.А.

Дело N 33-6003/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

03 октября 2017 года

г. Ставрополь

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

 

судьи-председательствующего Киселева Г.В.,

судей: Быстрова О.В., Медведевой Д.С.,

при секретаре судебного заседания Богдановой Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Чурсина Максима Владимировича на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 26 апреля 2017 года

по исковому заявлению Чурсина Максима Владимировича к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным приказа об увольнении, признании незаконным отказа в восстановлении в занимаемой должности, обязании восстановить в занимаемой должности, заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,

 

установила:

 

10 февраля 2017 года Чурсин М.В. обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным иском, указав, что приказом начальника ГУ МВД РФ по СК N 297 л/с от 27 июня 2016 года уволен с занимаемой должности заместителя начальника Отдела полиции N 1 УМВД России по г. Ставрополю по п. 9 ч. 3 ст. 82 ФЗ от 30 ноября 2011 N 342-Ф3 (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел). Данное решение принято в связи с возбуждением 20 мая 2016 года в отношении него и Кузьменкова Н.А. уголовного дела N 101160100076 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ. Из постановления о возбуждении уголовного дела следует, что он, совместно с Кузьменковым Н.А., путем обмана пытался похитить денежные средства Скоморощенко А.В.. 17 октября 2016 года следователем Ставропольского МСО СУ СКР по СК лейтенантом юстиции Беляевым А.В. вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в отношении него по основанию п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ в связи с непричастностью к совершению преступного деяния. Вступившим в законную силу приговором Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 декабря 2016 года установлено, что вышеуказанные действия осуществлялись Кузьменковым Н.А. самостоятельно. 17 января 2017 года он обратился к начальнику ГУ МВД РФ по СК с просьбой о восстановлении в ранее занимаемой должности заместителя начальника Отдела полиции N 1 УМВД России по г. Ставрополю (либо аналогичной ей) в связи с установлением факта отсутствия проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. 20 февраля 2017 года им получен ответ об отказе в восстановлении в ранее занимаемой должности в связи с тем, что заключением служебной проверки доказан факт совершения им проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Просил суд признать незаконным приказ начальника ГУ МВД РФ по СК N 297 л/с от 27 июня 2016 года об увольнении Чурсина М.В. с занимаемой должности заместителя начальника Отдела полиции N 1 УМВД России по г. Ставрополю, отменив наложенное дисциплинарное взыскание в виде увольнения. Признать незаконным отказ ГУ МВД РФ по СК от 13 февраля 2017 года о восстановлении Чурсина М.В. в ранее занимаемой должности. Обязать ГУ МВД РФ по СК восстановить Чурсина М.В. в ранее занимаемой должности заместителя начальника Отдела полиции N 1 УМВД России по г. Ставрополю (л.д. 3-6).

Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 26 апреля 2017 года в удовлетворении исковых требований Чурсина М.В. к ГУ МВД России по СК о признании незаконным приказа начальника ГУ МВД РФ по СК N 297 л/с от 27 июня 2016 года об увольнении его с занимаемой должности заместителя начальника Отдела полиции N 1 УМВД России по г. Ставрополю, отмене наложенного дисциплинарного взыскания в виде увольнения, признании незаконным отказа ГУ МВД РФ по СК от 13 февраля 2017 года о восстановлении в ранее занимаемой должности; обязании ГУ МВД РФ по СК восстановить Чурсина М.В. в ранее занимаемой должности заместителя начальника Отдела полиции N 1 УМВД России по г. Ставрополю отказано (том 2 л.д. 9- 22).

В апелляционной жалобе истец Чурсин М.В. просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 26 апреля 2017 года отменить, указав, что суд незаконно пришел к выводу о том, что истцом пропущен установленный действующим трудовым законодательством месячный срок на обращение в суд за защитой трудовых прав. Судом отказано в удовлетворении исковых требований на основании материалов служебной проверки. В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств. В нарушение данных положений закона судом оценка заключению служебной проверки не дана, в связи с чем решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований является немотивированным (том 2 л.д. 23-24)

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Исследовав материалы гражданского дела N 2-3553/2017, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, заслушав истца Чурсина М.В., его представителя адвоката Бабичева С.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - ГУ МВД России по Ставропольскому краю по доверенности Яковенко И.В., возражавшую против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Дремовой М.Д., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.

В соответствии с положениями ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Служба сотрудников органов внутренних дел также регулируется специальными правовыми актами - ФЗ "О полиции" от 07 февраля 201 1 года N 3-ФЗ. ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3, Инструкцией о порядке применения Положения с службе в органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД РФ N 1038 от 14 декабря 1999 года в части, не противоречащей ФЗ "О полиции".

В соответствии с положениями ст. 34 ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, учетом положений настоящего Федерального закона (ч. 1). Действие трудовой законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, настоящим Федеральным законом (ч. 2).

Согласно положений ст. 2 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акт Российской Федерации", предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определение правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел (ч. 1). Правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством (ч. 2).

Как следует из положений ст. 47 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч.1.). В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могуч применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона (ч. 2). Права, обязанности и ответственность руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины, обязанности сотрудников органов внутренних дел по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, обязательность исполнения приказа руководителя (начальника), порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий, учет мер поощрения и дисциплинарных взысканий устанавливаются дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации (ч. 3).

Положениями ст. 49 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1). Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является: 1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 2).

Из положений п. 9 ч. 3 ст. 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

Положениями п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних или должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Согласно положений Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года N1377 служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается:

а) личной ответственностью каждого сотрудника выполнение своих служебных обязанностей;

б) соблюдением сотрудником порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав, правил внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел (подразделения),

в) условий заключенного с сотрудником контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, правил ношения форменной одежды;

г) соблюдением требований к служебному поведению сотрудника (п. 4 Глава 1).

Сотрудник обязан: в) соблюдать требования к служебному поведению; з) соблюдать ограничения, обязанности и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и выполнять обязанности, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 "О противодействии коррупции" и другими федеральными закона (п. 5 Глава 2).

Как следует из Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года (протокол N 2), Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления; в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления; д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения  к совершению коррупционных правонарушений; ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы, и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать СОМНЕНИЕ в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления; н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов (п. 11, Глава II).

Из положений ч. 1 ст. 10 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

В соответствии с положениями п. 12 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.

Изложенная Конституционным Судом Российской Федерации правовая позиция свидетельствует о том, что специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции. Исходя из положения Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (ст. 32 ч. 4) государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в этой сфере особые правила. Это находится в полном соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в установленных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом, и не противоречит п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06 июня 1995 года N7-П).

Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан как определенные ограничения в части реализации ими гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. По смыслу Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N1026-1 "О милиции" во взаимосвязи с ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации, поступая на службу в органы внутренних дел по контракту, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2009 года N 566-О-О).

Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности. Таким образом, возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел (в том числе до 1 марта 2011 года - милиции, после 1 марта 2011 года - полиции) за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, т.е. за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 годаN 1174-О).

Изложенное свидетельствует о том, что возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством - за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.

Судом первой инстанции установлено, что приказом начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю генерал-лейтенантом полиции А.Г.Олдак от 27 июня 2016 года N 297 л/с Чурсин М.В. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 9 ч. N ст. 82 (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел) ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в сдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3.

Основанием для издания приказа об увольнении послужило заключение по материалам служебной проверки ГУ МВД России N 66 от 06 июня 2016 года, приказ ГУ МВД России по СК N 639 от 20 июня 2016 года.

Данное заключение служебной проверки истцом Чурсиным М.В. не обжаловано.

17 октября 2016 года следователем Ставропольского МСО СУ СК РФ по СК лейтенантом юстиции Беляевым А.В. вынесено постановление о переквалификации действий подозреваемого и прекращении уголовного преследования в части, согласно которому прекращено уголовное преследование в отношении подозреваемого Чурсина М.В., 22 июля 1984 года рождения, по подозрению его в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ. Прекращено уголовное исследование в отношении подозреваемого Кузьменкова Н.А., 02 февраля 1991 года рождения, по подозрению его в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в деяниях Кузьменкова Н.А. состава указанного преступления, переквалифицированы его противоправные деяния по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ. Продолжено уголовное преследование в отношении Кузьменкова Н.А., 02 февраля 1991 года рождения по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ.

С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия считает, что действия истца Чурсина М.В. противоречат требованиям, предъявляемым к профессиональному поведению и нравственно-этическим основам служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел, подрывают авторитет сотрудников правоохранительных органов, что безусловно свидетельствуют о совершении сотрудником полиции Чурсиным М.В. проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, так как данный проступок несовместим с нравственными качествами, которые государство и общество предъявляет к сотрудникам полиции.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.

По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы истца Чурсина М.В. направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 26 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Чурсина М.В. без удовлетворения.

 

Судья-председательствующий

 

 

 

 

 

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

Судья Поляков О.А.

Дело N 33-6003/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

03 октября 2017 года

г. Ставрополь

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

 

судьи-председательствующего Киселева Г.В.,

судей: Быстрова О.В., Медведевой Д.С.,

при секретаре судебного заседания Богдановой Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Чурсина Максима Владимировича на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 26 апреля 2017 года

по исковому заявлению Чурсина Максима Владимировича к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным приказа об увольнении, признании незаконным отказа в восстановлении в занимаемой должности, обязании восстановить в занимаемой должности, заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,

 

установила:

 

10 февраля 2017 года Чурсин М.В. обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным иском, указав, что приказом начальника ГУ МВД РФ по СК N 297 л/с от 27 июня 2016 года уволен с занимаемой должности заместителя начальника Отдела полиции N 1 УМВД России по г. Ставрополю по п. 9 ч. 3 ст. 82 ФЗ от 30 ноября 2011 N 342-Ф3 (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел). Данное решение принято в связи с возбуждением 20 мая 2016 года в отношении него и Кузьменкова Н.А. уголовного дела N 101160100076 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ. Из постановления о возбуждении уголовного дела следует, что он, совместно с Кузьменковым Н.А., путем обмана пытался похитить денежные средства Скоморощенко А.В.. 17 октября 2016 года следователем Ставропольского МСО СУ СКР по СК лейтенантом юстиции Беляевым А.В. вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в отношении него по основанию п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ в связи с непричастностью к совершению преступного деяния. Вступившим в законную силу приговором Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 декабря 2016 года установлено, что вышеуказанные действия осуществлялись Кузьменковым Н.А. самостоятельно. 17 января 2017 года он обратился к начальнику ГУ МВД РФ по СК с просьбой о восстановлении в ранее занимаемой должности заместителя начальника Отдела полиции N 1 УМВД России по г. Ставрополю (либо аналогичной ей) в связи с установлением факта отсутствия проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. 20 февраля 2017 года им получен ответ об отказе в восстановлении в ранее занимаемой должности в связи с тем, что заключением служебной проверки доказан факт совершения им проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Просил суд признать незаконным приказ начальника ГУ МВД РФ по СК N 297 л/с от 27 июня 2016 года об увольнении Чурсина М.В. с занимаемой должности заместителя начальника Отдела полиции N 1 УМВД России по г. Ставрополю, отменив наложенное дисциплинарное взыскание в виде увольнения. Признать незаконным отказ ГУ МВД РФ по СК от 13 февраля 2017 года о восстановлении Чурсина М.В. в ранее занимаемой должности. Обязать ГУ МВД РФ по СК восстановить Чурсина М.В. в ранее занимаемой должности заместителя начальника Отдела полиции N 1 УМВД России по г. Ставрополю (л.д. 3-6).

Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 26 апреля 2017 года в удовлетворении исковых требований Чурсина М.В. к ГУ МВД России по СК о признании незаконным приказа начальника ГУ МВД РФ по СК N 297 л/с от 27 июня 2016 года об увольнении его с занимаемой должности заместителя начальника Отдела полиции N 1 УМВД России по г. Ставрополю, отмене наложенного дисциплинарного взыскания в виде увольнения, признании незаконным отказа ГУ МВД РФ по СК от 13 февраля 2017 года о восстановлении в ранее занимаемой должности; обязании ГУ МВД РФ по СК восстановить Чурсина М.В. в ранее занимаемой должности заместителя начальника Отдела полиции N 1 УМВД России по г. Ставрополю отказано (том 2 л.д. 9- 22).

В апелляционной жалобе истец Чурсин М.В. просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 26 апреля 2017 года отменить, указав, что суд незаконно пришел к выводу о том, что истцом пропущен установленный действующим трудовым законодательством месячный срок на обращение в суд за защитой трудовых прав. Судом отказано в удовлетворении исковых требований на основании материалов служебной проверки. В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств. В нарушение данных положений закона судом оценка заключению служебной проверки не дана, в связи с чем решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований является немотивированным (том 2 л.д. 23-24)

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Исследовав материалы гражданского дела N 2-3553/2017, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, заслушав истца Чурсина М.В., его представителя адвоката Бабичева С.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - ГУ МВД России по Ставропольскому краю по доверенности Яковенко И.В., возражавшую против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Дремовой М.Д., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.

В соответствии с положениями ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Служба сотрудников органов внутренних дел также регулируется специальными правовыми актами - ФЗ "О полиции" от 07 февраля 201 1 года N 3-ФЗ. ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3, Инструкцией о порядке применения Положения с службе в органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД РФ N 1038 от 14 декабря 1999 года в части, не противоречащей ФЗ "О полиции".

В соответствии с положениями ст. 34 ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, учетом положений настоящего Федерального закона (ч. 1). Действие трудовой законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, настоящим Федеральным законом (ч. 2).

Согласно положений ст. 2 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акт Российской Федерации", предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определение правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел (ч. 1). Правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством (ч. 2).

Как следует из положений ст. 47 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч.1.). В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могуч применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона (ч. 2). Права, обязанности и ответственность руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины, обязанности сотрудников органов внутренних дел по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, обязательность исполнения приказа руководителя (начальника), порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий, учет мер поощрения и дисциплинарных взысканий устанавливаются дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации (ч. 3).

Положениями ст. 49 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1). Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является: 1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 2).

Из положений п. 9 ч. 3 ст. 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

Положениями п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних или должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Согласно положений Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года N1377 служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается:

а) личной ответственностью каждого сотрудника выполнение своих служебных обязанностей;

б) соблюдением сотрудником порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав, правил внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел (подразделения),

в) условий заключенного с сотрудником контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, правил ношения форменной одежды;

г) соблюдением требований к служебному поведению сотрудника (п. 4 Глава 1).

Сотрудник обязан: в) соблюдать требования к служебному поведению; з) соблюдать ограничения, обязанности и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и выполнять обязанности, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 "О противодействии коррупции" и другими федеральными закона (п. 5 Глава 2).

Как следует из Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года (протокол N 2), Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления; в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления; д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения  к совершению коррупционных правонарушений; ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы, и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать СОМНЕНИЕ в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления; н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов (п. 11, Глава II).

Из положений ч. 1 ст. 10 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

В соответствии с положениями п. 12 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.

Изложенная Конституционным Судом Российской Федерации правовая позиция свидетельствует о том, что специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции. Исходя из положения Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (ст. 32 ч. 4) государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в этой сфере особые правила. Это находится в полном соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в установленных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом, и не противоречит п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06 июня 1995 года N7-П).

Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан как определенные ограничения в части реализации ими гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. По смыслу Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N1026-1 "О милиции" во взаимосвязи с ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации, поступая на службу в органы внутренних дел по контракту, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2009 года N 566-О-О).

Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности. Таким образом, возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел (в том числе до 1 марта 2011 года - милиции, после 1 марта 2011 года - полиции) за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, т.е. за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 годаN 1174-О).

Изложенное свидетельствует о том, что возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством - за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.

Судом первой инстанции установлено, что приказом начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю генерал-лейтенантом полиции А.Г.Олдак от 27 июня 2016 года N 297 л/с Чурсин М.В. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 9 ч. N ст. 82 (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел) ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в сдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3.

Основанием для издания приказа об увольнении послужило заключение по материалам служебной проверки ГУ МВД России N 66 от 06 июня 2016 года, приказ ГУ МВД России по СК N 639 от 20 июня 2016 года.

Данное заключение служебной проверки истцом Чурсиным М.В. не обжаловано.

17 октября 2016 года следователем Ставропольского МСО СУ СК РФ по СК лейтенантом юстиции Беляевым А.В. вынесено постановление о переквалификации действий подозреваемого и прекращении уголовного преследования в части, согласно которому прекращено уголовное преследование в отношении подозреваемого Чурсина М.В., 22 июля 1984 года рождения, по подозрению его в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ. Прекращено уголовное исследование в отношении подозреваемого Кузьменкова Н.А., 02 февраля 1991 года рождения, по подозрению его в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в деяниях Кузьменкова Н.А. состава указанного преступления, переквалифицированы его противоправные деяния по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ. Продолжено уголовное преследование в отношении Кузьменкова Н.А., 02 февраля 1991 года рождения по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ.

С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия считает, что действия истца Чурсина М.В. противоречат требованиям, предъявляемым к профессиональному поведению и нравственно-этическим основам служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел, подрывают авторитет сотрудников правоохранительных органов, что безусловно свидетельствуют о совершении сотрудником полиции Чурсиным М.В. проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, так как данный проступок несовместим с нравственными качествами, которые государство и общество предъявляет к сотрудникам полиции.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.

По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы истца Чурсина М.В. направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 26 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Чурсина М.В. без удовлетворения.

 

Судья-председательствующий

 

 

 

 

 

 

 

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России